О концепции реформы «400 дней», которая должна стать не сборником новелл, а сложной и реальной программой действий по наведению порядка в сфере ценообразования в строительстве, рассказал руководитель Федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве» (ФАУ «ФЦЦС») Сергей Фокин.
Сергей Геннадьевич, сегодня идет активное обсуждение проблемы ценообразования в строительной отрасли, получившей название «400 дней» и представленной на прошлой неделе на заседании Комиссии Общественного совета при Минстрое России. Почему возникла необходимость в реформе? Каковы претензии к старой системе?
Основные претензии, которые на протяжении последних лет высказываются в отношении системы ценообразования со стороны государственных органов и всех участников инвестиционно-строительного процесса, можно условно разделить на несколько составляющих. Первая – архаичность. Система была сформирована в 50-х гг. прошлого века и с тех пор существенно не менялась. Универсальные принципы, заложенные в свое время в основу сметного нормирования и ценообразования, сделали ее очень устойчивой к изменениям и пригодной к использованию как в условиях плановой, так и в рыночной экономике. Однако с начала 90-х гг. развитие и обновление сметно-нормативных баз, основных сборников и методических документов, осуществлялось бессистемно, постепенно приспосабливаясь к потребностям строительной отрасли, касающимся применения новых технологий, оборудования, материалов, ресурсов, видов затрат, включаемых в состав сметных расчетов. То есть, наряду с новыми сметно-нормативные базы сегодня также содержат сведения о расценках, в основу которых заложены давно устаревшие, технологически неприменимые, а порой и не соответствующие действующим требованиям к безопасности зданий, экологическим нормативам составы работ, виды оборудования, категории производственного персонала. Прямого запрета на применение таких расценок нет, их исключение из состава сметно-нормативных баз ведется постепенно, по мере выявления.
Полномасштабная инвентаризация сметных нормативов в постсоветский период не проводилась, переход от базовых цен 1984 к базовым ценам 2000 был осуществлен без исключения устаревших видов работ, оборудования, ресурсов в полном объеме.
Второй серьезный изъян – это инертность. Ввиду особенностей формирования и отсутствия установленных регламентов по внесению изменений, устанавливающих жесткие сроки для рассмотрения и принятия решений, система крайне невосприимчива к изменениям. Порой с момента инициации разработки сметного норматива до его включения в сметно-нормативную базу и федеральный реестр, а, следовательно, возможности легитимного использования в проектировании и строительстве проходят годы. Это значит, что в отсутствие новых норм и расценок при проектировании и строительстве применяются подобные, что не всегда верно отражает состав и стоимость работ, снижает корректность расчетов.
Еще один негативный фактор – это недостоверность. Причина – использование базисно-индексного метода, основанного на переводе стоимости работ, включенных в состав сметно-нормативных баз в ценах эталонного (в нашем случае, 2000-го года) в текущие путем индексации, приводит к искажению стоимости в текущем уровне цен.
Закрытость – еще одна исторически сложившаяся особенность формирования сметных нормативов – приводит к невозможности полноценных объяснений методологии расчета, так как многие методические подходы, в том числе касающиеся порядка расчета индексов, применяемых повышающих и понижающих коэффициентов, признания комплекса работ подобными, либо аналогичными и т.д., были заложены в систему в момент ее утверждения – в прошлом веке, и, по состоянию на сегодняшний день, утрачены, применяются по умолчанию либо экспертно. Отсутствие однозначно понимаемых профессиональными участниками правил расчета порождает необходимость множественных консультаций и пояснений, что в свою очередь делает процедуру расчета стоимости еще более запутанной и непредсказуемой, усложняет процедуру экспертизы и сроки ее проведения.
Все перечисленные выше недостатки действующих сметных нормативов порождают обвинения в субъективном характере (это еще одна черта старой системы) принимаемых решений как по вопросам непосредственного использования нормативов, так и при экспертизе проектной и сметной частей проектной документации.
В результате реформы будет проведена техническая инвентаризация и актуализация действующих сметных нормативов, разработано полноценное методическое обеспечение и определены единые правила игры, отраженные в нормативно-правовых актах, обеспечивающие оперативность решений и регулярность процедур обновления сборников сметных нормативов. Будет создана открытая информационная среда в виде ГИС.
Эти изменения снизят трудоемкость всех участников инвестиционно-строительного процесса в части разработки проектной документации, включая органы надзора и экспертизы, позволят корректно и с высокой степенью достоверности рассчитывать стоимость инвестиционных проектов на ранних стадиях планирования за счет применения широкой линейки укрупненных показателей стоимости – нормативов цены строительства и нормативов цены типовых конструктивных решений.
Что изменится в результате реформы для проектировщиков, строителей, заказчиков и других участников строительного процесса?
В результате целенаправленных и последовательных преобразований к 2018 г. будет достигнута цель реформы, появится современная и умная система ценообразования, гибко адаптирующаяся к изменениям и соблюдающая баланс интересов всех заинтересованных участников государственного инвестиционного процесса, применимая и востребованная частными инвесторами
Возникнет ли эффект экономии средств, если новая система заменит старую? Если да, то как бы вы это прокомментировали?
Основную экономию от внедрения новой системы ценообразования можно будет получить за счет повышения достоверности оценки на стадии принятия решения об инвестировании в государственные капитальные вложения в любой форме, от прямых бюджетных расходов до средств внебюджетных фондов, субсидий и субвенций. Для этого планируется существенно расширить номенклатуру объектов, для которых будут утверждены НЦС и НЦКР, и утвердить систему таких сборников по всем отраслям народного хозяйства до конца 2016 года. Кроме того, будет создана общероссийская система мониторинга стоимости ресурсов в строительстве, существенно повышающая достоверность сведения о стоимости всех видов строительных материалов, машин и механизмов, кадров, а также создать прозрачную и эффективную систему контроля и персонифицировать ответственность за достоверность данных в составе государственных сметных нормативов. Это значит, что при расчете расходов бюджета, начиная с 2017 г., будут применяться современные методы оценки и более точные и корректные данные о стоимости. Это позволит избежать рисков удорожания стоимости объектов на стадии строительства и сократить сроки проектирования. В целом, создание полного нормативно-правового поля, определяющего единые правила игры для всех участников инвестиционно-строительного процесса, будет носить синергетический эффект.
Какова роль возглавляемого вами ФАУ «ФЦЦС» в этих процессах?
На базе ФАУ «ФЦЦС» Минстрой России намерен разработать и внедрить единый механизм как детализированного, так и укрупненного ценообразования в строительной области, основанный на мониторинге и актуализации текущих цен на ресурсы, оборудование, материалы и труд с помощью современных, единых для отрасли методик расчета. Фактически ФАУ «ФЦЦС» становится площадкой, на которой будут разрабатываться четыре основные компонента реформы ценообразования, а именно – правовые, методические, технологические и информационные. Первое подразумевает внесение изменений в Градостроительный и Бюджетный кодексы РФ, которое связано с разработкой и утверждением сметных нормативов, информационных ресурсов, финансово-экономическое обоснование планируемых затрат. Третье – технологический подход – подразумевает актуализацию и техническую инвентаризацию сметных нормативов. И наконец, последнее – разработка и запуск Государственной информационной системы (ГИС) «Ценообразование».
Вокруг развернутой Минстроем РФ реформы ценообразования в строительной отрасли идет ожесточенная полемика, эксперты порой высказывают совершенно полярные мнения. Есть ли у вас, у ФАУ «ФЦЦС» определенная стратегия, которая может привести к компромиссу участников инвестиционно-строительного процесса?
Вы правы, тема реформирования ценообразования действительно отличается высоким уровнем заинтересованности профессиональных сообществ, экспертов в широкой, публичной дискуссии. По этому вопросу ФАУ «ФЦЦС» разделяет позицию, озвученную на днях заместителем главы Минстроя России Еленой Сиэрра – об эволюционных, а не революционных принципах реформирования.
Перед нами стоят сложные, серьезнейшие задачи – достичь упорядочения характера взаимодействия всех заинтересованных участников процесса, обеспечить простоту, единство подходов и методов, перейти на современную информационную платформу, усилить роль профессиональных и научных сообществ, ассоциаций производителей основных строительных материалов, оборудования и механизмов в реализации государственной политики в сфере ценообразования, повысить качество всех видов экспертизы стоимости путем стандартизации требований к экспертам и экспертным организациям, использования передовых информационных технологий.
И мы рассчитываем на поддержку со стороны профессиональных сообществ, участников инвестиционно-строительного процесса в реализации этих шагов. Потому что концепция реформы «400 дней» – это не сборник новелл, как сейчас принято говорить, а сложная, но вполне реальная программа действий.
Оригинальный материал
1032 подписчиков